Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Рассказы 1914 » Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 58

Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 58

по колено в воду и стал тащить самоубийцу на берег. Потом приблизился другой, все трое о чем-то заспорили…

    Кончилось тем, что двое неизвестных взяли под руки Пампасова и, дружески в чем-то его увещевая, увели с собой.

    До Рюмина донеслись четыре слова:

    — Я милостыни не принимаю!..

Изумительный случай Из жизни художников

 

    Художник Семиглазов решил выставить на весенней выставке «Союза молодежи» две картины:

    1) Автопортрет.

    2) Nu — портрет жены художника.

    Обе картины, совсем законченные, стояли на мольбертах в его мастерской, радуя взоры молодого художника и его подруги жизни.

    Изредка художник обвивал любящей рукой талию жены и, подняв гордую голову, надменно говорил:

    — О, конечно, критика не признает их! Конечно, эти тупоголовые кретины разнесут их в пух и прах! Но что мне до того! Искусство выше всего, и я всегда буду писать так, как чувствую и понимаю. Ага! Как сейчас, вижу я их. «Почему, — будут гоготать они бессмысленным смехом, — почему у этой женщины живот синий, а груди такие большие, что она не может, вероятно, двигать руками? Почему на автопортрете один глаз выше, другой ниже? Почему все лицо написано красным с черными пятнами»… О, как я хорошо знаю эту тупую напыщенную человеческую пыль, это стадо тупых двуутробок, этот караван идиотов в оазисе искусства!

    — Успокойся, — ласково говорила любящая жена, гладя его разгоряченный лоб. — Ты мой прекрасный гений, а они форменные двуутробки!…

 

    В дверь мастерской постучались.

    — Ну? — спросил художник. — Входите.

    Вошел маленький болезненный старикашка. Голова его качалась из стороны в сторону, ноги дрожали от старости, подгибались и цеплялись одна за другую… Дряхлые руки мяли красный фуляровый платок. Только глаза юрко и проворно прыгали по углам, как мыши, учуявшие ловушку.

    — А-а! — проскрипел он. — Художник! Люблю художников… Живопись — моя страсть. Вот так хожу я, старый дурак, из одной мастерской в другую, из одной мансарды в другую и ищу, облезлый, я, глупый крот, гениальных людей. Ах, дети мои, какая хорошая вещь — гениальность.

    Жена художника радостно вспыхнула.

    — В таком случае, — воскликнула она, — что вы скажете об этих картинах моего мужа?!

    — Ага, — оживился старик. — Где же они?

    — Вот эти!

    Он остановился перед картинами и замер. Стоял пять минут… десять…

    Супруги, затаив дыхание, стояли сзади.

    Медленно повернул старик голову, заскрипев при этом одеревеневшей шеей.

    Медленно, шепотом спросил:

    — Это… что же… такое?

    — Это? — сказал художник. — Я и моя жена. Эта вот мужская голова — я, а эта обнаженная женщина — моя жена.

    Старик изумленно замотал головой и вдруг крикнул:

    — Нет! Это не вы.

    — Нет, я.

    — Уверяю вас — это не вы!

    Художник нахмурился.

    — Тем не менее это я.

    — Вы думаете, что вы такой?

    — Да.

    — Смотрите: почему на картине ваше прекрасное молодое лицо покрыто зловещими черными пятнами на красном фоне? Почему один глаз у вас затек, а руки сведены и растут: одна из лопатки, а другая из шеи… Почему рот кривой?

    — Потому что я такой…

    — А вы… сударыня… Вы такие? Я не поверю, чтобы ваше тело было похоже на это.

    — Разденься! — бешено крикнул художник. — Докажи