Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Рассказы 1914 » Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 61

Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 61

Крысу сами поймали?

    — Сам.

    — Чудесное животное. Жаль, что дохлое. Можно погладить?

    — Пожалуйста.

    Я со вздохом погладил мертвое животное и заметил:

    — А как жаль, что подобное произведение непрочно… Какой-нибудь там Веласкес или Рембрандт живет сотни лет, а этот шедевр в два-три дня, гляди, и испортится.

    — Да, — согласился художник, заботливо поглядывая на крысу. — Она уже, кажется, разлагается. А всего только два дня и провисела. Не купите ли?

    — Да уж и не знаю, — нерешительно взглянул я на левого. — Куда бы ее повесить? В столовую, что ли?

    — Вешайте в столовую, — согласился художник. — Вроде этакого натюрморта.

    — А что, если крысу освежать каждые два-три дня? Эту выбрасывать, а новую ловить и вешать на поднос?

    — Не хотелось бы, — поморщился художник. — Это нарушает самоопределение артиста. Ну, да что с вами делать! Значит, покупаете?

    — Куплю. Сколько хотите?

    — Да что же с вас взять? Четыреста… — Он вздрогнул, опасливо поглядел на меня и со вздохом докончил: — Четыреста… копеек.

    — Возьму. А теперь мне хотелось бы приобрести что-нибудь попрочнее. Что-нибудь этакое… неорганическое.

    — «Американец в Москве» — не возьмете ли? Моя работа.

    Он потащил меня к какой-то доске, на которой были набиты три жестяные трубки, коробка от консервов, ножницы и осколок зеркала.

    — Вот скульптурная группа: «Американец в Москве». По-моему, эта вещица мне удалась.

    — А еще бы! Вещь, около которой можно заржать от восторга. Действительно, эти приезжающие в Москву американцы, они тово… Однако вы не без темперамента… Изобразить американца вроде трех трубочек…

    — Нет, трубочки — это Москва! Американца, собственно, нет; но есть, так сказать, следы его пребывания…

    — Ах, вот что. Тонкая вещь. Масса воздуха. Колоритная штукенция. Почем?

    — Семьсот. Это вам для кабинета подойдет.

    — Семьсот… Чего?

    — Ну, этих самых, не важно. Лишь бы наличными.

III

    Я так был тронут участием и доброжелательным ко мне отношением двух экспансивных, экзальтированных молодых людей, что мне захотелось хоть чем-нибудь отблагодарить их.

    — Господа! Мне бы хотелось принять вас у себя и почествовать как представителей нового чудесного искусства, открывающего нам, опустившимся, обрюзгшим, необозримые светлые дали, которые…

    — Пойдемте, — согласились оба молодых человека с ложками в петлицах и миловидной розовой сыпью на лицах. — Мы с удовольствием. Нас уже давно не чествовали.

    — Что вы говорите! Ну и народ пошел. Нет, я не такой. Я обнажаю перед вами свою бедную мыслями голову, склоняю ее перед вами и звонко, прямо, открыто говорю: «Добро пожаловать!» — Я с вами на извозчике поеду, — попросился левый. — А то, знаете, мелких что-то нет.

    — Пожалуйста! Так, с ложечкой в петлице и поедете?

    — Конечно. Пусть ожиревшие филистеры и гнилые ипохондрики смеются — мы выявляем себя, как находим нужным.

    — Очень просто, — согласился я. — Всякий живет как хочет. Вот и я, например. У меня вам кое-что покажется немного оригинальным, да ведь вы же не из этих самых… филистеров и буржуев!

    — О, нет. Оригинальностью нас не удивишь.

    — То-то и оно.

IV

    Приехали ко мне. У меня уже кое-кто: человек десять — двенадцать