Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Рассказы 1914 » Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 72

Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 72

    — Скажи, у тебя нет еще каких-нибудь друзей, кроме нас?

    Он понял.

    — Есть-то есть, да они или близко живут, или уже я все у них узнал и все им возвратил, что было возможно. Вы не можете представить, какой я стал аккуратный: за эти нужные мне три часа в день я возвратил по принадлежности все когда-то взятые и зачитанные мною книги, я ответил на все письма, на которые не отвечал по три года, я возвращал долги, вспоминая все до последней копейки! Я просто даже справлялся о здоровье моих милых, моих дорогих, моих чудесных друзей! И я теперь обращаюсь к вам: придумайте что-нибудь для моей горничной… Что-нибудь на три часа! Моя фантазия иссякла.

    Я подошел к столу, взял какую-то книгу и сказал:

    — Ладно! Это какая книга? Мопассан? Том третий? Завтра же пришли мне эту книжку… Слышишь? Мне она очень нужна. Через час я ее верну тебе. Это ничего, что горничная подождет? И ничего, что ты мне пришлешь эту книгу также и послезавтра?

    — О, пожалуйста, — засмеялся он. — Она все равно полуграмотная, моя Катя, и в этих делах ничего не понимает. Скажи ей, что это корректура, что ли. Ей ведь все равно.

V

    Каждый день аккуратно бедная Катя привозила мне том третий Мопассана.

    — Ну, как погода? — спрашивал я.

    — Ничего, барин. Погода теплая, солнышко.

    — Чудесно! Терпеть не могу, когда холодно и идет дождь.

    — Что уж тут хорошего. Одна неприятность.

    А моя горничная добавляла:

    — В дождь-то совсем нехорошо. Одна грязь чего стоит.

    — А как же! Кому такое приятно?

    Я брал Мопассана и уходил в кабинет читать газеты или просматривать редакционные письма.

    Часа через полтора выходил в кухню и снова возвращал Мопассана.

    — Готово. Поблагодарите барина и кланяйтесь ему. Скажите, чтобы завтра обязательно прислал — это, брат, очень нужная вещь!

    — Хорошо-с. Передам.

    Мопассан за три недели порядочно поистрепался. Обрез книги засалился, и обложка потемнела.

 

    Через три недели книжка не появлялась у меня подряд четыре дня, потом, появившись однажды, исчезла на целую неделю, потом ее не было десять дней…

    Самый длительный срок был полтора месяца.

    Катя принесла мне ее в этот раз, будучи в очень веселом настроении, сияющая, оживленная:

    — Барин просили меня сейчас же возвращаться, не дожидаясь. Книжку я оставлю; когда-нибудь зайду.

    Да так и не зашла.

    Это было, очевидно, там последнее — самое краткое свидание.

    Это была ликвидация.

    Счастливица ты, Катя! Бедная ты — та, другая!

    Желтеет и коробится обложка Мопассана. Лежит эта книга на шкапу, уже ненужная, и покрывается она пылью.

    Это пыль тления, это смерть.

На «Французской выставке за сто лет»

    — Посмотрим, посмотрим… Признаться, не верю я этим французам.

    — Почему?

    — Так как-то… Кричат: «Искусство, искусство!» А что такое искусство, почему искусство? — никто не знает.

    — Я вас немного не понимаю, — что вы хотите сказать словами — почему искусство?

    — Да так: я вот вас спрашиваю — почему искусство?

    — То есть как — почему?

    — Да так! Вот небось и вы даже не ответите, а то французские какие-то живописцы. Наверное, все больше из декадентов.

    — Почему же уж так сразу и декаденты? Ведь декаденты недавно появились, а эта выставка за сто