Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Рассказы 1914 » Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 60

Аркадий Аверченко, Рассазы, страница 60

на который мы так надеялись. Можете представить — наша слава, наша гордость — художник Семиглазов в припадке непонятного умоисступления изорвал свои лучшие полотна, которые могли быть гвоздем выставки: Nu — портрет своей жены и свой автопортрет.

Крыса на подносе

    — Хотите пойти на выставку нового искусства? — сказали мне.

    — Хочу, — сказал я.

    Пошли.

I

    — Это вот и есть выставка нового искусства? — спросил я.

    — Эта самая.

    — Хорошая.

    Услышав это слово, два молодых человека, долговязых, с прекрасной розовой сыпью на лице и изящными деревянными ложками в петлицах, подошли ко мне и жадно спросили:

    — Серьезно, вам наша выставка нравится?

    — Сказать вам откровенно?

    — Да!

    — Я в восторге.

    Тут же я испытал невыразимо приятное ощущение прикосновения двух потных рук к моей руке и глубоко волнующее чувство от созерцания небольшого куска рогожи, на котором была нарисована пятиногая голубая свинья.

    — Ваша свинья? — осведомился я.

    — Моего товарища. Нравится?

    — Чрезвычайно. В особенности эта пятая нога. Она придает животному такой мужественный вид. А где глаз?

    — Глаза нет.

    — И верно. На кой черт действительно свинье глаз? Пятая нога есть — и довольно. Не правда ли?

    Молодые люди, с чудесного тона розовой сыпью на лбу и щеках, недоверчиво поглядели на мое простодушное лицо, сразу же успокоились, и один из них спросил:

    — Может, купите?

    — Свинью? С удовольствием. Сколько стоит?

    — Пятьдесят…

    Было видно, что дальнейшее слово поставило левого молодого человека в затруднение, ибо он сам не знал, чего пятьдесят: рублей или копеек? Однако, заглянув еще раз в мое благожелательное лицо, приободрился и смело сказал:

    — Пятьдесят ко… рублей. Даже, вернее, шестьдесят рублей.

    — Недорого. Я думаю, если повесить в гостиной, в простенке, будет очень недурно.

    — Серьезно, хотите повесить в гостиной? — удивился правый молодой человек.

    — Да ведь картина же. Как же ее не повесить!

    — Положим, верно. Действительно картина. А хотите видеть мою картину «Сумерки насущного»?

    — Хочу.

    — Пожалуйте. Она вот здесь висит. Видите ли, картина моего товарища «Свинья как таковая» написана в старой манере, красками; а я, видите ли, красок не признаю; краски связывают.

    — Еще как, — подхватил я. — Ничто так не связывает человека, как краски. Никакого от них толку, а связывают. Я знал одного человека, которого краски так связали, что он должен был в другой город переехать…

    — То есть как?

    — Да очень просто. Мильдяевым его звали. Где же ваша картина?

    — А вот висит. Оригинально, не правда ли?

II

    Нужно отдать справедливость юному маэстро с розовой сыпью — красок он избегнул самым положительным образом: на стене висел металлический черный поднос, посредине которого была прикреплена каким-то клейким веществом небольшая дохлая крыса. По бокам ее меланхолически красовались две конфетные бумажки и четыре обгорелые спички, расположенные очень приятного вида зигзагом.

    — Чудесное произведение, — похвалил я, полюбовавшись в кулак. — Сколько в этом настроения!.. «Сумерки насущного»… Да-а… Не скажи вы мне, как называется ваша картина, я бы сам догадался: э, мол, знаю! Это не что иное, как «Сумерки насущного»!