Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Дюжина ножей в спину революции » Аркадий Аверченко, Дюжина ножей в спину революции, страница 9

Аркадий Аверченко, Дюжина ножей в спину революции, страница 9

Это русский человек с семьей путешествует в наше веселое революционное время из Чернигова в Воронеж. Бац о тумбу — из вагона ребенок вылетел, бац о другую — самого петлюровцы выбросили, трах о третью — махновцы чемодан отняли.

            А кто стоит перед кривым зеркалом и корчится не то от смеха, не то от слез, сам себя не узнавая… А это, видите, доверчивый человек подошел к непримиримой чужепартийной газете, и она его «отразила».

            А этот «таинственный замок» — где вас ведут по темным, как ночь, извилинам, где пугают вас, толкают, калечат и кажут вам разных, леденящих душу своим видом, чудовищ — не чрезвычайка ли это — самое яркое порождение Третьего Интернационала — потому что все интернационально сгруппировались там: и латыши, и русские, и евреи, и китайцы — палачи всех стран, соединяйтесь!..

         

 

      IV

           

            Но самое замечательное, самое одуряюще схожее — это «чертово колесо»!

            Вот вам февральская революция — начало ее, когда колесо еще не закрутилось… Посредине его, в самом центре, стоит самый замечательный «дурак» современности — Александр Керенский, и кричит он зычным митинговым голосом:

            — Пожалуйте, товарищи! Делайте игру. Сейчас закрутим. Милюков!9 Садись, не бойся. Тут весело.

            — Чем же весело?

            — Ощущение веселое…

            — А вот как закрутит, да как начнет всех швырять к барьеру… Впрочем, ты садись в самый центр, около меня,— тогда удержишься… И ты, Гучков10, садись — не бойся… Славно закрутим… Ну… все сели? Давай ход! Поехала!

            Поехала.

            Несколько оборотов «чертова колеса» — и вот уже ползет, с выпученными глазами, тщетно стараясь удержаться за соседа,— Павел Милюков.

            Взззз! — свистит раскрученное колесо, быстро скользит по отполированной предыдущими «опытами» поверхности Милюков — трах — и больно стукается о барьер бедняга, вышвырнутый из центра непреодолимой центробежной силой.

            А вот и Гучков пополз вслед за ним, уцепясь за рукав Скобелева11… Отталкивает его Скобелев, но — поздно… Утеряна мертвая точка, и оба разлетаются, как пушинки от урагана.

            — А! — радостно кричит Церетели12, уцепясь за ногу Керенского.— Дэржись крепче, как я.— Самые левые и самые правые летят, а мы — центр — удэржимся…

            Куда там! Уже оторвался и скользит Церетели, за ним Чхеидзе13 — эк их куда выкинуло — к самому барьеру, «на сей погибельный Кавказ порасшвыривало».

            Радостно посмеивается Керенский, бешено вертясь в самом центре,— кажется, и конца не будет этому сладостному ощущению… Любо молодому главковерху. Но вот у ног его заклубился бесформенный комок из трех голов и шести ног, называемый в просторечии — Гоцлибердан14,— уцепился комок за Керенского, обвился вокруг его ноги, жалобно закричал главковерх, сдвинулся на вершок влево—но… для «чертова колеса» достаточно и этого!..

            Заскрипела полированная поверхность, и летит начальник, или, по-нынешнему, «комиссар чертова колеса», вверх тормашками, не только к барьеру, а даже за барьер беднягу выкинуло, и грянулся он где-то не то в Лондоне, не то в Париже.

            Расшвыряло, всех расшвыряло по барьеру «чертово колесо», и постепенно замедляется