Аркадий Тимофеевич Аверченко
(1881—1925)
Главная » Дюжина ножей в спину революции » Аркадий Аверченко, Дюжина ножей в спину революции, страница 21

Аркадий Аверченко, Дюжина ножей в спину революции, страница 21

детских медведей, приносимых на комиссию.

            Сойдясь и усевшись друг против друга, они долго молчат, будто раскачиваясь; да и в самом деле раскачивают головами, как два белых медведя во время жары в бассейне Зоологического сада.

            Наконец, первым раскачивается сенатор:

            — Резкие краски, говорит он, указывая на горизонт.— Нехорошо.

            — Аляповато,— укоризненно соглашается приказчик комиссионного магазина.— Все краски на палитре не смешаны, все краски грубо подчеркнуты.

            А помните наши петербургские закаты…

            — Ну!!

            — Небо — розовое с пепельным, вода — кусок розового зеркала, все деревья — темные силуэты, как вырезанные. Темный рисунок Казанского собора на жемчужном фоне…

            — И не говорите! Не говорите! А когда зажгут фонари Троицкого моста…

            — А кусочек канала, где Спас на Крови…

            — А тяжелая арка в конце Морской, где часы…

            — Не говорите!

            — Ну скажите: что мы им сделали? Кому мы мешали?

            — Не говорите!

         

 

      * * *

           

            Оба старика поникают головами… Потом один из них снова распускает белые паруса сладких воспоминаний и несется в быстрой чудесной лодке, убаюкиваемый — все назад, назад, назад…

            — Помните постановку «Аиды» в Музыкальной драме?

            — Да уж Ланицкий30 был — ловкая шельма! Умел сделать. Бал у Лариных, например, в «Онегине», а?

            — А второй акт «Кармен»?

            — А оркестр в «Мариинке»?31 Помните, как вступят скрипки да застонут виолончели — Господи, думаешь: где же это я — на земле или на небе?

            — Ах, Направник, Направник!..32

            Сенаторская голова, седая голова с профилем римского патриция, никнет…

            Рядом два восточных человека, в изумительно выутюженных белых костюмах и безукоризненных воротничках, тоже перебрасываются тихими фразами:

            — С утра только я и успел взять из таможни 7 ящиков лимонов и 12 спичек. Понимаешь?

            — А Амбарцун?

            — Амбарцуна мануфактурой завалили.

            — А Вилли Ферреро в Дворянском Собрании?! Это Божье чудо, это будто Христос в детстве вторично спустился на землю!.. Половина публики тихо рыдала…

            — А что с какао?

            — Амбарцуна какаом завалили.

            — Чего я никогда уже, вероятно, не услышу,— это игры Гофмана33…

            — А помните, как Никит34…

            Из ресторана ветерок доносит дразнящий запах жареного мяса.

            — Вчера с меня за отбивную котлету спросили 8 тысяч…

            — А помните «Медведя»?

            — Да. У стойки. Правда, рюмка лимонной водки стоила полтинник, но за этот же полтинник приветливые буфетчики буквально навязывали вам закуску: свежую икру, заливную утку, соус кумберленд, салат оливье, сыр из дичи.

            — А могли закусить и горяченьким: котлетками из рябчика, сосисочками в томате, грибочками в сметане… Да!!! Слушайте — а расстегаи?!

            — Ах, Судаков, Судаков!..

            — Мне больше всего нравилось, что любой капитал давал тебе возможность войти в соответствующее место: есть у тебя 50 рублей — пойди к Кюба, выпей рюмочку мартеля, проглоти десяток устриц, запей бутылочкой шабли, заешь котлеткой даньон, запей бутылочкой поммери, заешь гурьевской