— Сударыня! Это д?лается очень просто: онъ ловко хлопаетъ ладонью о-дерево, a потомъ уже головой бьется о-руку. Получается сильный звукъ, a не больно.
— A красное пятно? !
— Вы обращали когда-нибудь вниманіе на отворотъ его пиджака? Н?тъ? Обратите. У него на всякій случай за отворотомъ нашитъ кусокъ коленкора съ намазанной на него красной гримировальной краской. Ударившись головой о-руку, этотъ продувной парень хватается за отворотъ и, намазавъ палецъ краской, переноситъ ее на лицо. Поняли?
— Боже, какая гадость…
— Да ужъ… Хорошаго мало. Воротничекъ рвалъ?
— Рвалъ…
— Съ галстукомъ?
— Д…да…
— У него дв? дюжины старыхъ воротничковъ съ собой изъ города привезены. Для подобныхъ случаевъ. Какъ только воротничекъ y него забахромится — сейчасъ же откладываетъ: «Э, говоритъ, это мн? для свиданья еще пригодится. A галстуки y него спеціально такъ сд?ланы, что не рвутся, a просто сзади разстегиваются.
— О, Боже, Боже!.. Какія мы, женщины, дуры.
— Ну, почему же ужъ и дуры?! Просто вы такъ благородны, что не зам?чаете этихъ ухищреній. Палку ломалъ?
— Ломалъ.
Маргаритовъ задумчиво покачалъ головой.
— Новый пріемъ. Передъ отъ?здомъ онъ y разносчика купилъ десятокъ палокъ за пять рублей. «На-что теб?,— спрашиваю я,— эта дрянь?» См?ется. «Въ ломъ, говоритъ, покупаю для н?которыхъ случаевъ».
— Но, объясните мн?,— зач?мъ же онъ такъ поступаетъ?
— Зач?мъ? Потому что онъ на любовь смотритъ, какъ фабрикантъ на свое производство. Если бы y него былъ одинъ романъ, a то, в?дь, онъ завязываетъ сразу десять. A для такого обширнаго производства требуется уже штампъ. Раньше какой-нибудь Бенвенутто Челлини трудился надъ однимъ бокаломъ или ларчикомъ ц?лый годъ, и это было подлинное художественное произведеніе; a теперь на берлинскихъ фабрикахъ д?лаютъ эти вещи по тысячъ въ день. Ясно, что вс? они д?лаются однимъ и т?мъ же способомъ, штампуются ка одинъ фасонъ. Такъ и вашъ Пампуховъ. Зная, вообще, его пріемъ, его фабричную марку, я всегда могу по ней предсказать весь процессъ его оптовой работы.
— Какая гадость! Какая трясина! О, если онъ мн? только встр?тится… У меня голова болитъ. Не проводите-ли вы меня домой?
— Съ удовольствіемъ. Но знаете, что? Не лучше-ли намъ пойти посид?ть немного y моря? Mope такъ успокаиваетъ. Тамъ стоишь лицомъ къ лицу съ нев?домымъ. Съ т?мъ, кто шелеститъ изумрудомъ соленыхъ волнъ, темной хвоей мрачныхъ сосенъ…
— Какъ вы хорошо говорите!.. Пойдемте!
— Нев?домый всюду. Сейчасъ онъ глядитъ изъ вашихъ темныхъ глазъ… Какая y васъ теплая ласковая рука! Положите ее мн? на голову. A голову положите къ себ? на кол?ни… Вотъ такъ. Чувствуешь себя маленькимъ, маленькимъ мальчикомъ. Убаюкайте меня. О, какъ хорошо… Я вижу зв?зды… Твоя и моя… Космосъ…
— Дорогой мой мальчикъ…
— Ну, еще! Еще поц?луй меня. Дв? пылинки космоса… среди милліона… билли… билліарда пылинокъ…
ЗАГАДКИ СЕРДЦА.
I.
Мой сос?дъ по комнат? Бакалягинъ — нанесъ мн? первый свой визитъ по очень странному поводу. Онъ пришелъ и сказалъ:
— Вс?